Дистанционные курсы



Программа повышения квалификации для заместителей директоров и учителей-предметников района по системе оценки результатов образования

Государственное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов Петроградского района Санкт-Петербурга "Научно–методический центр"

 

ПРОГРАММА

курса повышения квалификации

 

Проектирование и реализация системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

 

Автор программы: д.п.н, профессор А.Е. Бахмутский

 

Категория слушателей: зам. директора, методисты, учителя.

 

Модель_________________________________________________________________

 

Блок

 

Форма обучения:  очная

 

Рецензент(ы): Конасова Н.Ю., к.п.н., доцент кафедры управления образования Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования

 

Программа одобрена на заседании Совета НМЦ от  02.02.2011 года, протокол № 2.

 

 

Общий объем курса, час.

Лекций,

час.

Вебинар,

час.

Контроль,

час.

Форма контроля

 

36

21

8

7

защита проекта

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

Курс представляет собой встраиваемый в программу повышения квалификации специалистов системы образования завершённый модуль. Курс предназначен для руководителей и методистов, организующих разработку и реализацию образовательных программ на всех ступенях образования. Курс построен на сочетании занятий, посвященных изучению материалов, и вебинаров, на которых рассматриваются и обсуждаются конкретные вопросы разработки образовательной программы учреждения. Промежуточный контроль осуществляется в режиме тестирования on-line. Итоговая аттестация предполагает представление инструментального портфолио «Разработка образовательной программы школы».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность курса определяется коренным изменением парадигмы общего образования от передачи знаний к формированию компетентности. Это изменение отражается на всех аспектах образовательной деятельности школы, но прежде всего – на технологиях обучения и контроля результатов образования. Разработка и применение таких технологий является задачей специалистов и руководителей, связанных с методическим обеспечением общего образования, для которых предназначен курс.

Целью освоения курса является формирование и развитие профессиональной компетентности руководителей и специалистов в области проектирования и применения систем оценки результатов освоения основной образовательной программы.

 

Задачи курса:

1. Ознакомление слушателей с современным подходом к оценке результатов общего образования.

2. Освоение методики проектирования школьной системы оценки результатов образования как части образовательной программы.

3. Освоение методов интерпретации информации об оценке результатов образования при реализации образовательной программы.

4. Разработка проекта школьной системы оценки результатов образования как части образовательной программы школы.

 

В результате освоения курса слушатель должен:

1)  Знать: современные технологии контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий

2) Уметь: учитывать специфику образовательной деятельности и ступеней образования в конкретном учреждении при проектировании школьной системы оценки результатов образования

3)  Владеть: технологиями разработки и реализации технологии контрольно-оценочной деятельности в школе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий

 

Ключевые теоретические идеи, на которых базируется программа. Программа модуля построена на: идеях реализации компетентностного подхода в системе непрерывного образования педагогических работников; отбора содержания программы  с учетом основных андрагогических принципов, предполагающих построение обучения взрослых на основании их профессионального и жизненного опыта и с учетом необходимости развития этого опыта; использования технологий интерактивного взаимодействия между слушателями в образовательном процессе.

 

Образовательные технологии, используемые при реализации программы.

В ходе освоения программы используется личностно-ориентированная технология, позволяющая учитывать индивидуальные запросы слушателей. Основными организационными формами являются: самостоятельное изучение материалов и практические занятия, проводимые в форме вебинаров. Организация самостоятельной работы слушателей по обработке информации осуществляется в процессе выполнения заданий, предлагаемых к каждому материалу.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел, тема

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу слушателей и трудоемкость (в часах)

Форма аттестации

Самостоятельная работа

Вебинары

Другие формы

Контроль

 

1

Результаты образования в условиях реализации федеральных стандартов

4

2

 

1

тест

2

Оценка результатов школьного образования

4

2

 

1

 

тест

3

Методы педагогической диагностики.

4

2

 

1

 

тест

4

Проектирование школьной системы оценки результатов образования.

4

2

 

1

 

тест

5

Использование информации школьной системы оценки результатов

4

 

 

1

 

тест

6

Разработка проекта

 

 

 

3

Представление проекта

 

Итого

20

8

 

8

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Результаты образования в условиях реализации федеральных стандартов. Современные подходы к понятиям "образование", "компетентность". Современная практика определения результатов образования и перспективы её модернизации в условиях реализации федеральных стандартов общего образования. Взаимосвязь и особенности составляющих результатов образования. Современная практика определения результатов образования и перспективы её модернизации в условиях реализации федеральных стандартов.

2. Оценка результатов школьного образования. Соотношение оценки и диагностики в педагогическом процессе. Сущность понятия «оценка». Функции оценки. Критерии выставления оценки. Формы оценок. Современные требования к оцениванию. Внешняя и внутренняя оценки. Практическая реализация оценки результатов школьного образования.

3. Методы педагогической диагностики. Общенаучные методы - наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности – дневников, сочинений и др. Гуманитарные методы (аутентичные) - интроспекция, самоотчеты, рефлексия, идентификация, портфолио, резюме и др. Методики диагностики личностных характеристик учащихся. Аутентичные методы педагогической диагностики. Качественные и количественные методы диагностики.

4. Проектирование школьной системы оценки результатов образования. Взаимосвязь содержания, технологий образования и методов оценки результатов. Структура школьной системы оценки результатов образования. Банк контрольно-измерительных (диагностических) материалов. Обработка результатов применения контрольно-измерительных (диагностических) материалов. Хранение результатов применения контрольно-измерительных (диагностических) материалов. Предоставление результатов применения контрольно-измерительных (диагностических) материалов. Мониторинг результатов образования в школе.

5. Использование информации школьной системы оценки результатов. Потребители информации школьной системы оценки результатов. Интерпретация информации школьной системы оценки результатов. Управление образовательным процессом и оценка результатов. Формы представления информации школьной системы оценки результатов образования. Агрегирование результатов применения различных методов диагностики, контрольно-измерительных (диагностических) материалов.

6. Представление разработанных проектов. Виды и формы презентации проекта. Требования к презентации. Презентация разработанных проектов

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ

 

Вид работы

Тема работы

Перечень ЗУН, получаемых слушателем при выполнении данного вида работы

задание

Результаты образования в условиях реализации федеральных стандартов

Знание об изменении содержания результатов общего образования

задание

Оценка результатов школьного образования

  Знание о роли, функциях и технологиях оценки. Умение применять   различные виды оценки.

задание

Методы педагогической диагностики.

Знание о методах диагностики, используемых в различных технологиях оценки. Умение подобрать диагностические материалы для различных технологий оценки.

задание

Проектирование школьной системы оценки результатов образования.

Знание структуры школьной системы оценки результатов, связи технологий обучения и оценки. Умение проектировать школьную систему оценки.

задание

Использование информации школьной системы оценки результатов

Знание способов представления информации об оценке результатов. Умение организовать использование этой информации в управлении образовательной деятельностью.

проект

Презентация разработанных проектов.

Повышение профессиональной компетентности в области проектирования и применения систем оценки результатов

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

а) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Федеральный образовательный портал «Российское образование». Режим доступа: http://www.edu.ru/. Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». Режим доступа: http://standart.edu.ru/.

б) наглядные средства обучения: рабочая тетрадь «Оценка результатов освоения основной образовательной программы в условиях реализации федеральных стандартов общего образования», презентации по темам курса. 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1.       Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. Кондакова А. М., Кузнецова А. А. – М.: Просвещение,  2008. 

2.       Модернизация общего образования: Оценка образовательных результатов: Книга для учителя / Под ред. проф. В.В. Лаптева, проф. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. – 112с.

3.       Лебедев О.Е.и др. Качество - ключевое слово современной школы. – М.: Просвещение,  2008.

4.       Бахмутский А.Е., Кондракова И.Э., Писарева С.А. Оценка деятельности современной школы: Учебное пособие.– М.: АПКиППРО, 2009.– 72 с.

5.       Гутник И.Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте. Инновационная образовательная программа. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена. 2008.

6.       Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения. — СПб.: КАРО, 2007. - 176 с.: ил.

7.       Бахмутский А.Е. Мониторинг в школе: интерпретация и использование результатов: Научно-методические материалы. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. - 176 с.

Дополнительная литература:

8.       Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования / Майоров, А.Н.  – М., 2000. – 352 с.

9.       Снегирёва Т.А. Разработка контрольных измерительных материалов для диагностики структуры знаний обучаемых / Снегирёва, Т.А. // Школьные технологии. – 2007. - № 2.

10.    Равен Дж. Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы / Равен, Дж. – М.: «Когнито Центр», 2001. – 140 с.

11.    Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие./ Челышкова, М.Б. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. – М., 2001

Интернет-ресурсы

12.    Писаренко С.В., Никитин В.В. К вопросу о введении новой системы оценки в общеобразовательных школах  России. Доступ: http://teacher.org.ru/files0/files1/files40/docs/Pisarenko.doc  (24.02.2007)

13.    Бахмутский А.Е. Оценка школы через внешний аудит результатов образования*//Электронное научное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал" - CПб., 2007, ART 1212, Гос. рег. № 0420600031. Доступ: http://www.emissia.50g.com/offline/2007/1212.htm*

14.    Бахмутский А.Е., Савинов В.М. Подход к организации мониторинга в образовании*// Электронное научное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал" - CПб., 2005, ART 995, Гос.рег. №0420600031. Доступ: http://www.emissia.50g.com/offline/2005/987.htm*