Дистанционные курсы / Занятия

Занятие 1. Результаты образования в условиях реализации федеральных стандартов

 

 

Планируемые результаты общего образования

Целевые установки и основные ожидаемые результаты составляют содержание первого блока планируемых результатов для каждой учебной программы.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: предметных, метапредметных и личностных.

Предметные результаты –это результаты по отдельным предметам. Их достижение обеспечивается благодаря учебным предметам, представленным в обязательной части учебного плана.

В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном в Стандарте, предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний, которая выражается через учебный материал различных курсов, и систему предметных действий, которые направлены на применение этих знаний, их преобразование и получение нового знания.

Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов. На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике.

Предметные действия — вторая составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат универсальные учебные действия. На разных предметах эти действия преломляются через специфику предмета. Состав формируемых действий носит специфическую «предметную» окраску. Поэтому вклад разных учебных предметов в становление и формирование отдельных универсальных учебных действий различен. Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом круга задач, а затем и переносу на новые классы объектов.

Метапредметные результаты можно представить как регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Достижение метапредметных результатов обеспечивается благодаря компонентам образовательного процесса — учебным предметам.

Основным результатом является способность к универсальным действиям, которые направлены на управление своей познавательной деятельностью:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основное содержание метапредметных результатов на ступени начального общего образования составляет умение учиться, владение совокупностью способов действий, которая обеспечивает способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. По своей природе метапредметные действия являются ориентировочными действиями. Они составляют психологическую основу и условие успешности решения предметных задач.

Личностные результаты можно структурировать в три блока:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Личностные результаты на ступени начального общего образования – это:

  • сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированность основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Н.Л. Галеева,

Источник: Журнал "Справочник заместителя директора школы" №9 2011 год

 

раздел внутришкольного контроля (ВШК), который обязательно присутствует в каждой школе: "Качество результатов". В этом разделе собирается и анализируется информация об уровне реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (с.1 ФГОС). Мы предлагаем начать этот раздел с оценки такого критерия результативности, как уровень здоровья обучающихся, – это отражает не только требования государственных документов, но и чаяния социума. Никакие достижения не могут компенсировать отрицательную динамику уровня здоровья детей.

Три последующие составляющие этого раздела ВШК отражают структуру и содержание требований ФГОС к образовательным результатам. Именно здесь необходимо пересмотреть всю систему оценки качества образования в школе на основе принципов критериального оценивания и компетентностного подхода.

Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, должны стать, как минимум, три показателя:

  • уровень социализированности и уровень воспитанности (сложные показатели, требующие выделения составных элементов показателей в соответствии с описанием в ФГОС);
  • уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету;
  • уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни обучающегося, навыков организации досуга.

Метапредметные образовательные результаты, представленные в ФГОС начального общего образования в 12 требованиях, а во ФГОС основного общего образования – в 16 требованиях, необходимо оценивать минимум по четырем позициям в ВШК:

  • уровень реализации регулятивных УУД (организация и самоуправление, навыки системного, экологического мышления и т. д.);
  • уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения и т. д.);
  • уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь и т. д.);
  • уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета).

Качество и динамика обученности – это единственный показатель, который в школах всегда входит в состав предметных образовательных результатов ВШК. Однако в соответствии с требованиями средосообразности необходимо включить в ВШК такие показатели:

  • подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки;
  • уровень обучаемости (уровень учебно-познавательных возможностей);
  • участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах.

Практика показала, что наличие перечисленных выше показателей отражает результативность образования в школе, выявляет те подсистемы в школьной образовательной системе, которые требуют коррекции и/или развития. Так, уровень обучаемости как объект мониторинга позволяет управлять качеством образовательного процесса на разных уровнях:

  • в системе "учитель – ученик" уровень обучаемости ученика определяет для учителя уровень педагогической помощи;
  • в системе "методическое объединение (далее – МО) – учитель – ученик" уровень обучаемости ученика определяет выбор учебных программ и при необходимости основы для их адаптации и модификации;

в системе "ЗУВР – МО – учитель – ученик" уровень обучаемости ученика позволяет оценить и скорректировать вклад учителя, МО в увеличение зон актуального и ближайшего развития ученика.

Обдумайте, какие результаты образования актуальны для учителей Вашей школы? Какие предложения Н.Л. Галеевой Вы считаете целесообразным реализовать у себя? Сформулируйте выводы  по предложенному материалу.

Составьте перечень результатов образования, обеспечение которых Вы считаете необходимым проверять в Вашей школе. Отметьте те, которые Вы уже проверяете.




Выполнить тестирование